Живописные иконы

       Одно из направлений современной иконописи - живописная или, по – другому, академическая икона. Первые иконы, писанные маслом, стали появляться на Руси под влиянием духовной живописи католической Европы. Ренессанс мощным потоком ворвался в Европу из Италии. Новые задачи, которые ставило время перед художниками, привели к созданию новых художественных приёмов. Изменились и законы передачи пространства, которые позже получили название «научных». Стиль и приёмы живописи, рождённые Возрождением, стали распространятся на Восток. Первые образцы для подражания, доступные русским мастерам, происходили из пограничных России западных земель и не отличались высоким художественным мастерством. Однако уже с середины XVII в. новые законы перспективы и живописные технические приёмы стали использоваться в иконописи.
      Задачи нового искусства, вызванного к жизни Ренессансом, были подчинены изображению красоты окружающего мира. Изменились и задачи духовной живописи. Иисуса Христа, Богородицу и святых стали писать такими, какими они, по представлениям художников, были при жизни. Духовная живопись стала больше апеллировать к чувственной стороне душевной жизни верующих. Созерцательная и богословская сторона восприятия иконы стала уступать место непосредственному переживанию страдания или радости - в зависимости от Евангельского или Ветхозаветного сюжета. Много споров по поводу правомерности существования/* академического стиля в иконописи ведётся со времён неистового протопопа Аввакума. Но факт остаётся фактом – живописные иконы стали неотъемлемой частью храмового искусства современности. Некоторые Образы Пресвятой Богородицы, прославленные за последние 100 -200 лет, известны зачастую лишь в живописном изводе. Святые образы, перенесённые на холст или доску с использованием живописных или канонических приёмов, остаются окнами в горний мир, но окнами с задёрнутыми занавесками, и только внутреннее духовно – нравственное усилие способно помочь человеку распахнуть их.